Цитатник — это инструмент по работе с цитатами.

Он пополняется из заслуживающих доверия источников (книг, интервью, лекций), где нет сомнений в подлинности содержания и авторства.

Чтобы воспользоваться инструментом
Нажмите CTRL+F (Command+F на маке), чтобы вышло окно обычного поиска по документу. Я считаю его более быстрым и удобным, чем организация поиска через сеть. Введите нужное ключевое слово и программа высветит цитаты.
Государство представляет собой своего рода общение.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 1
Большинство суждений и вопросов об объектах философских не ложны, но бессмысленны. Они проистекают из неспособности понять логику нашего языка.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.003
Закон не был при­ду­ман чело­ве­ком, и не пред­став­ля­ет собой како­го-то поста­нов­ле­ния наро­дов, но он — нечто извеч­ное, пра­вя­щее всем миром бла­го­да­ря муд­ро­сти сво­их пове­ле­ний и запре­тов.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН,
«О ЗАКОНАХ», КНИГА II, 8
Достоверно, возможно, невозможно — вот первое указание на шкалу, которая необходима для теории вероятности.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.464
Тавтология представляет реальности всю бесконечность логического пространства; противоречие заполняет логическое пространство собой, не оставляя места реальности. Поэтому ни одно из них не способно как бы то ни было определить реальность.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.463
Что может быть показано, о том не стоит говорить.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.1212

#молчание #наглядно

Философия — не учение, а деятельность.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.12
Вся философия есть по сути “критика языка”.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.0031
Суждение не содержит, строго говоря, свой смысл, зато содержит возможность его выражения.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 3.13
Мы не можем сказать как выглядит «нелогичный» мир.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 3.031
Пространство, время и цвет (способность иметь цвет) суть формы объектов.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 2.0251
Вкушая от всякого удовольствия и ни от одного не воздерживаясь, становятся распущенными, а сторонясь, как неотесанные, всякого удовольствия, — какими-то бесчувственными.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
Неважно, впрочем, годами ли молод человек, или он юноша нравом, ибо этот недостаток бывает не от возраста, а от того, что живут по страсти и [по страсти же] преследуют всякую [цель]. Таким людям познание не помогает.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Первая
В поступках мерилом нам служат — одним больше, а другим меньше — удовольствия и страдания.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
Приобрести добродетели для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
Того, кто идет за судьбой, она ведет, а того, кто упирается, она тащит.
СТОИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего;  природа же дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 12

#совершенство #этика

Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность (poietika), собственность же является орудием деятельности активной (praktikon); ведь, пользуясь ткацким челноком, мы получаем нечто иное, чем его применение; одежда же и ложе являются для нас только предметами пользования.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 5

#совершенство #этика

“Собственность” нужно понимать в том же смысле, что и “часть”. Часть же есть не только часть чего-либо другого, но она вообще немыслима без этого другого.
Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.
Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 6,7

#работа

Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни, а эта последняя разделяется у них на деятельность в военное и мирное время. Впрочем, зачастую случается и наоборот: одни имеют, только свойственные свободным тела, а другие – только души.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 14

#тело #осанка #арете

Можно вообразить и науку о власти господина, как и науку о рабстве, последнюю – вроде той, какая существовала в Сиракузах, где некто обучал людей рабству: за известное вознаграждение он преподавал молодым рабам знания, относящиеся к области обычного рода домашних услуг. Такое обучение могло бы простираться и на дальнейшие области, например можно было бы обучать кулинарному искусству и остальным подобного же рода статьям домашнего услужения.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II, 22

#домохозяйка #повар #ремесленик #слуга

Все подобного рода науки [см. выше] – рабские, господская же наука – как пользоваться рабом, и быть господином вовсе не значит уметь приобретать рабов, но уметь пользоваться ими. В этой науке нет ничего ни великого, ни возвышенного: ведь то, что раб должен уметь исполнять, то господин должен уметь приказывать. Поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II, 23

#домохозяйка #повар #ремесленик #слуга

Человек необузданный и низкопробный ни в чем не исполнит своего долга.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, V, 5

#долг #ответственность #этика

В ней [душе] одно начало является по природе властвующим, другое – подчиненным; им, как мы утверждаем, соответствуют свои добродетели, как бы добродетели разумного начала и неразумного.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, V, 5

#душа #психика

Рабу вообще не свойственна способность решать, женщине она свойственна, но лишена действенности, ребенку также свойственна, но находится в неразвитом состоянии.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, V, 5

#душа #психика

Эгоизм справедливо порицается, но он заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены, так сказать, все люди.
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, II, 6

#этика #саморазвитие #Эго

Приятно оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым или товарищам!
Это возможно, однако, лишь при условии существования частной собственности. Наоборот, у тех, кто стремится сделать государство чем-то слишком единым, этого не бывает, не говоря уже о том, что в таком случае, очевидно, уничтожается возможность проявления на деле [добродетели] благородной щедрости по отношению к своей собственности; при общности имущества для благородной щедрости, очевидно, не будет места, и никто не будет в состоянии проявить её на деле, так как щедрость сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром.
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, II, 6

#поведение #государство #собственность #отношения

Все пра­виль­ное и истин­ное веч­но, при­чем оно и не воз­ни­ка­ет, и не исче­за­ет вме­сте с запи­ся­ми поста­нов­ле­ний.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН,
«О ЗАКОНАХ», КНИГА II, 8  #закон
Истинность тавтологии достоверна, суждения — возможна, противоречия — невозможна.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.464
Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 5
#трегуольник #Карпмана #жертва
Тавтология и противоречие не могут быть картинами реальности. Потому что первая признает все возможные ситуации, а последняя не признает ни одну.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.462
Все, что мыслимо, должно мыслиться ясно. Все, что может быть передано словами, должно передаваться ясно.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.116

#информация #четкость #мышление #знание

При переводе с одного языка на другой мы вовсе не переводим суждение на одном языке в суждение на другом, но переводим составные части суждений.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.025

#смысл #знание

Необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, – женщину и мужчину в целях продолжении потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремлении, свойственного и остальным живым существам и растениям, – оставить после себя другое подобное себе существо.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 4

#базовая #потребность #копия #ген

Люди мыслят стадом, стадом же они сходят с ума, а в сознание приходят медленно и поодиночке.
Чарлз Маккей,
Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы

#социум #саморазвитие #поведение

Без философии наши мысли туманны и не отчетливы, её задача — прояснить мысли и придать им четкие границы.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.112
Мы создаем себе картину фактов. Она есть модель реальности.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 2.1, 2.12
Позиция определяется связями между объектами (предметами, вещами). Существование или несуществование позиций образует реальность.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 2.01, 2.06

#хаос #знание

Приучаясь презирать опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став такими, лучше всего сможем выстоять.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим, а это — трудное дело.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
C наиболее высокой судьбой сопряжена наименьшая свобода, таким людям нельзя ни выказывать свое расположение, ни ненавидеть, а более всего — предаваться гневу.
Юлий Цезарь, «О заговоре Катилины»
Жизнь – активная деятельность (praxis), а не продуктивная (poiesis).
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 6
Право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 12

#закон

Чем выше стоят подчиненные, тем более совершенна сама власть над ними.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 8

#закон

Чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 8

#результат #труда #труд

Где одна сторона властвует, а другая подчиняется, там только и может идти речь о какой-либо их работе.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 8

#результат

Одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 15

#выбора нет #саморазвитие

Полезно рабу и господину взаимное дружеское отношение, раз их взаимоотношения покоятся на естественных началах.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 21

#работа #офис

Власть господина и власть государственного мужа, равно как и все виды власти, не тождественны.
Одна – власть над свободными по природе, другая – власть над рабами.
 Власть государственного мужа – это власть над свободными и равными.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 21

#работа #офис

Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, III, 18

#деньги #жадность

Искусство наживать богатство, как мы сказали, бывает двояким: с одной стороны, оно относится к области торговли, с другой – к области домохозяйства, причем последнее обусловлено необходимостью и заслуживает похвалы, обменная же деятельность по справедливости вызывает порицание, как деятельность, обусловленная не естественными причинами, но [возникшая в силу необходимости взаимного] обмена [между людьми]. Поэтому с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, III, 23

#деньги #жадность

Раб полезен для повседневных потребностей. Отсюда ясно, что он должен обладать добродетелью в слабой степени, именно в такой, чтобы его своеволие и вялость не наносили ущерба исполняемым работам.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, V, 9

#саморазвитие

Дружелюбные отношения – величайшее благо для государств (ведь при наличии этих отношений менее всего возможны раздоры.)
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, I, 16

#собственность #ответственность

Подобно тому как небольшая доза сладкого, будучи смешана с большим количеством воды, делает самую примесь неощутимой на вкус, так точно бывает и с взаимной привязанностью, когда она существует только по названию.
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, I, 17

#отношения #родство #семья #гражданин

Пове­ле­ния и запре­ты наро­дов не име­ют силы при­зы­вать к чест­ным поступ­кам и отвле­кать от дру­гих, а сила эта не толь­ко древ­нее, чем наро­ды и граж­дан­ские общи­ны, но и ровес­ни­ца боже­ству, ведаю­ще­му и пра­вя­ще­му небом и зем­лей.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН,
«О ЗАКОНАХ», КНИГА II, 8
Тавтология и противоречие не имеют смысла, подобно точке, из которой две стрелки расходятся в противоположных направлениях. При этом они не бессмысленны. Они являются частью символики, как нуль является частью символики арифметики.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.461
Философия обозначает то, что не может быть сказано, ясно представляя то, что может быть сказано.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.115
Философия не сводится к “философским суждениям”, но служит пояснению суждений.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.112
Молчаливо принимаемые соглашения, на которых построено употребление повседневного языка, весьма сложны.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.002
Язык облекает мысли в разные одежды. Причем так, что по внешней форме одеяния невозможно определить форму мысли под ним, потому что внешняя форма одеяния не предназначена для обнажения формы.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.002
Человек не в состоянии извлечь непосредственно из языка его логику.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.002
Человек обладает способностью конструировать языки, наделенные свойством выражать любой смысл, вне зависимости от значения слов и вообще представления о том, что слова имеют значение.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат, 4.002
Модель реальности, которую мы себе создаем, соприкасается с реальностью лишь в крайних точках, как насекомое касается своими усиками.
Людвиг Витгенштейн,
Логико-Философский Трактат,
* не прямая сборная цитата из пунктов 2.1, 2.12, 2.1515

#мышление #хаос

Воздерживаясь от удовольствий, мы становимся благоразумными, а становясь такими, лучше всего способны от них воздерживаться.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
Добродетель, так же как и порочность, зависит от нас; …и если не совершать поступок, когда он прекрасен, зависит от нас, и от нас же — совершать, когда он постыден.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
Возникает и возрастает [добродетель] преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении.
АРИСТОТЕЛЬ,
Никомахова Этика, Книга Вторая
Только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 11
Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 9
Всякий предмет определяется совершаемым им действием и возможностью совершить это действие.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 11

#логика

Тот [человек], кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, I. 12

#бог #без общения

Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них по своей природе одно – начало властвующее, другое – начало подчиненное.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 10

#результат #труда #труд

У людей же испорченных или расположенных к испорченности в силу их нездорового и противного природе состояния зачастую может показаться, что тело властвует над душой.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 10

#этика #душа #самоконтроль #воспитание

Душа властвует над телом, как господин, а разум над вашими стремлениями – как государственный муж.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 11

#психика #мозг #тело

Все те, кто в такой сильной степени отличается от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек от животного (это бывает со всеми, чья деятельность заключается в применении физических сил, и это наилучшее, что они могут дать), те люди по своей природе – рабы.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 13

#раб #мышление #тело

Раб по природе – тот, кто может принадлежать другому (потому он и принадлежит другому) и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 13

#раб #мышление #тело

Господином называют не за знания, а за природные свойства; точно так же обстоит дело с рабом и свободным.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, II. 22

#разум

Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам (об этом мы говорили выше); во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, властвуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть не одинаковым образом. 2. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, V,1

#семья #пол #феминизм #матриархат

Ремесленник, занимающийся низким ремеслом, находится в состоянии некоего ограниченного рабства; раб является таковым уже по природе, но ни сапожник, ни какой-либо другой ремесленник не бывают таковыми по природе.
Аристотель,
Политика, Книга Первая, V, 10

#саморазвитие

Государство при постоянно усиливающемся единстве перестанет быть государством. Ведь по своей природе государство представляется неким множеством. Если же оно стремится к единству, то в таком случае из государства образуется семья, а из семьи – отдельный человек.
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, I, 4
К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им.
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, I, 10

#собственность #ответственность

Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим.
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, II, 5

#шэринг

Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно, по внедрено в нас самой природой.
Аристотель,
Политика, Книга Вторая, II, 6

#шэринг #собственность #экономика #поведение